Тарифные войны (отопление Черноречья)



Долго не решались приступить к этой статье, всё хотелось добиться хоть какого-нибудь результата с понижением тарифов на отопление от новой Чернореченской котельной г. Костромы. Но без изменения системы управления на государственном уровне, сделать это крайне сложно. На 99% уверены, что и областная прокуратура, где сейчас рассматривается наше заявление, оставит всё без изменения. (На момент публикации статьи пришёл ответ прокуратуры)


Наверняка, многие из вас задумывались о тарифах на коммунальные услуги. Почему в стране, где собственные нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые (в среднем около 25% всех мировых запасов), такие активно растущие цены на тепло, электроэнергию, воду. Особенно на фоне низких доходов населения. Это бросается в глаза, когда смотришь на тарифы в странах с более высоким уровнем жизни, покупающими ресурсы у нас. Например, по паритету покупательской способности средний россиянин купит электричества в 6 раз меньше чем американец. Хотя 1Квт у нас стал стоить немного дешевле чем в США из-за обесценивания рубля, но, полагаем, что правительство наше быстро устранит это «недоразумение».


Итак, мировые цены на нефть и газ упали примерно в 2-3 раза, а бензин, электричество и газ в России только растут-Парадокс? Давайте вместе разбираться на примере стоимости тепла от нашей «любимой» котельной в Черноречье. Кстати, чем более активно к этому вопросу подключается население, тем больше шансов умерить аппетиты владельцев энергоустановок и связанных с ними чиновников.


«Добро» на стоимость тепла даёт областной департамент цен и тарифов (далее Департамент). Затверждает он их на основании обоснованных производителем затрат, на газ, зарплату, аренду и т.д. Такую расшифровку может запросить любой гражданин, что и было сделано (вся переписка размещена на одноимённом сайте-Старун Андрей Петрович). На первый взгляд кажется всё просто и прозрачно, имеющий глаза- да читает, но Дьявол, как всегда, кроется в деталях. И общительные лица женщин из Департамента грустнеют по мере твоего углубления в детали, а затем и вовсе предлагают перейти на письменное общение. мы им вопрос, а они, в течение месяца, ответ.


Неподготовленному человеку трудно разобраться во всех этих терминах, постановлениях, приказах. Да пусть нас простят «гурманы» теплоснабжения, за допущенные неточности в формулировках.


Обоснование затрат — это «хлеб» собственника котельной, и он предпринимает все усилия для их увеличения на бумаге (для Департамента). И если с потреблением газа и электроэнергии всё более-менее понятно (стоят счётчики в котельной), то со штатной численностью персонала можно «договориться» с Департаментом. Такую, не очень «красивую» ситуацию прикрывают Рекомендациями от 1999 года за №65, которые разработаны в прошлом веке, когда было много угольных котельных. Так вот по этому документу на нашей котельной (мощность 14 Мвт) можно держать 17,44 человека! Кто-нибудь видел этих людей на котельной? Мы-нет, максимум 2-3 человека на пару часов в день. А что делают остальные? Можно было бы пошутить на эту тему в стиле Жванецкого, но становится не до смеха, когда узнаёшь, что на их содержание в тарифе заложено 5 709 000 руб. (на 2015 год), плюс 1 724 000 руб. страховых взносов! И ещё- нормы численности предполагают капитальный ремонт котельной и ТЕПЛОТРАССЫ! Наши поиски документов на теплотрассу или на земляные работы не увенчались успехом. Жители так же не наблюдали грандиозных раскопок, аж на 19 000 000 руб. Однако Департамент принял «на веру» эти расходы по бухгалтерской отчётности хозяина котельной, что позволило ему увеличить амортизационные отчисления и штат работников на обслуживание теплотрассы. Самое интересное, что в тариф включены затраты по передаче тепла через сети ОАО «КОЭК» -7 583 000 руб. (2015 год), у которого соответственно свой штат рабочих. Вот такая «весёлая» картинка вырисовывается, не придётся скучать и дальше. Да, справедливости ради должны сказать, что на 2015год штат котельной «согласован» на 13,47 человек. Вообще Рекомендации от 1999 года по численности персонала, довольно неконкретны, но в них есть «здравое зерно», где говорится о том, что Департаменты в регионах сами разрабатывают методички для конкретных котельных, но в приватной беседе сотрудница Департамента посетовала на нехватку специалистов. А зачем «напрягаться», народ и так всё «проглотит».



Вызывает, мягко говоря, много вопросов и стоимость котельной, которая на 2007 год, по данным Департамента составила 37 000 000 рублей! Мы запросили стоимость такой котельной «под ключ» на 2015 год. По разным данным средняя цена составила 31 000 000 руб., но это импортное оборудование, из-за роста доллара его цена возросла примерно в два раза. Так котлы REX-350 (на котельной их 4 штуки) поднялись в цене с 1 млн. руб. в 2009 году до 2 млн. руб. в 2015 году. Мы полагаем, что стоимость котельной завышена примерно в два раза. Вы спросите, а что же Департамент? Неужели не могли проверить? Вот здесь уместно привести дословный ответ: «Котельная в микрорайоне Черноречье мощностью 14Мвт\ч была построена в 2007 году в рамках инвестиционного Соглашения, заключённого между администрацией Костромской области и ООО «Межрегионтеплоэнерго». Объём капитальных вложений определён в объёме 56,0 млн.руб.,в том числе тепловые сети 19,0 млн.руб. Стоимость объектов подтверждена данными бухгалтерской отчётности.» Во как красиво завернули. Только Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» п. 31, указывает на необходимость экспертных оценок при использовании данных самой проверяемой организации.


"При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность."

И ничего там про Соглашения не сказано. Особо внимательные скажут, что котельная построена раньше, чем вышло Постановление, но затраты подтверждаются ежегодно, и что мешает их перепроверить? Ручное управление страной и губернией, вот что это такое. Пришёл инвестор «договорился» с Губернатором, и пожалте вам, любые затраты можно включить в тариф. А, не жалко, это ведь не из личного кармана «администрации области», а народ у нас молчаливый, если уж совсем на еду не останется у пенсионеров, так мы им дотацию дадим из бюджета (читай из их же налогов). Итого затраты на амортизацию котельной, а соответственно и на аренду утверждены на 2015 год в размере- 5 816 900 рублей.


Удивляют и ежегодные ремонты на миллионы рублей, при полезном сроке использования такой котельной-10 лет. Интересен ответ на наш запрос о контроле необходимости проведения ремонтов (очень заманчиво нанять «свою» ремонтную организацию и перекачивать туда постоянно народные денежки за «дутые» ремонты). Вот выдержка из ответа Департамента:


«…работы на проведение текущего ремонта и ТО оборудования …включены в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых установок, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115».

Хорошо, запрашиваем правила эксплуатации конкретно нашей установки (Черноречье 21). Департамент:


«…запрашиваемая Вами информация о тех. паспортах котлов …не входит в перечень, подлежащий раскрытию».

Короче, такой информации у них нет и запросить её у них права тоже нет. Во как!


Не будем вас утомлять перепиской по другим, более мелким вопросам, кому интересно, она размещена на сайте. Можно сделать некоторые выводы:

  1. Возможно, придётся обращаться в суд. Исковое (с нашей помощью) должно поступить от потребителей.

  2. Не плохо бы подключить к этой проблеме Управляющие компании (знаем, что новая УК «Градресурс» уже рвётся в «бой»)

  3. Просто необходимо создать Наблюдательные Советы из потребителей (активные граждане, «старшие» домов, общественные организации…) при котельных, ТЭЦах, в Департаменте, водоканале… с доступом ко всем документам. Только они должны быть избраны «снизу», а не назначены «сверху».

  4. Ну, а если Власть не желает ничего менять, то есть возможность поменять её.

Региональное отделение Справедливой России, КПРФ, КООО «Наше Время», общественное движение «Ваш выбор-18»

И.О. Председателя КООО «Наше Время», сопредседатель общественного движения «Ваш выбор-18» Старун А.П. т. (+79106603746)

 

p.s. Данная статья не имеет целью оскорбить кого-либо, не претендует на истину в последней инстанции, направлена на поиск путей улучшения социально-экономической ситуации. Приглашаем всех заинтересованных жителей к работе по решению этого и других насущных вопросов, а также присоединяться к группе «Ваш выбор-18» в социальных сетях.

С наступающим Новым 2017 годом! Тепла и уюта в ваших семьях!

 

Приложения и ссылки

Коммерческое предложение на поставку модульной котельной

Запрос в Департамент регулирования от 03.10.2015

Ответ департамента регулирования тарифов N3758

Ответ из прокуратуры 7-370-2016

  1. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 22.11.2016) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"

  2. ПРАВИЛА технической эксплуатации тепловых энергоустановок Утверждены приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115

Ссылки на группы общественного движения "Ваш Выбор" в соц сетях:

https://www.facebook.com/vashvibor18/

https://www.instagram.com/vash.vybor18/

https://vk.com/vash.vybor18

https://ok.ru/group/53450777493599/

https://www.instagram.com/vash.vybor18/